Сотворение - Бытие 1,1

Денис Шек, пастор г. Полевской

Ты один Бог всех царств земли,
Ты сотворил небо и землю (4Цар.19.15)
Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1.1). Христианская Церковь исповедует: «Верую в Бога-Отца, Всемогущего, Творца неба и земли». Этими словами древний автор и наши отцы Веры утверждают силу и могущество Бога, который, будучи изначально выше всякого начала, всякого времени и пространства, породил из ничего Вселенную, пространство и время, ширину, высоту и глубину. Он поселил во Вселенной всякое живое и неживое, видимое и невидимое, и Он же произвёл на свет вершину своего творения – человека.
1. Creatioexnihelos (Сотворение из ничего).
Многие задаются вопросом: что было до того, как Бог сотворил Вселенную? Ответ одновременно прост и крайне сложен для понимания: до того, как появилась Вселенная, т.е. пространство и время, был лишь Бог. Он находится вне времени и вне пространства, Он несоизмеримо выше времени и пространства, и Он не зависит от времени и пространства, т.е. ещё до того, как появилось Начало, был Бог. Но был не так, как есть мы, или же есть что-либо иное. В том смысле, в каком есть мы, Он быть не может. И в том смысле, в котором есть Он, мы быть не можем. Мы (Бог и человек) слишком разные, чтобы нас можно было сравнить («Не торопись языком твоим… потому что Бог на небе, а ты на земле» (Эккл.5.1)). Итак, Бог сотворил Вселенную из ничего.

Тогда другие вопрошают: а зачем Ему – Всемогущему и Всесильному Богу – потребовалось сотворить Вселенную, и что наполняет её? Однозначный ответ на этот вопрос дать весьма сложно, но можно сказать, что Бог сотворил Вселенную, и что наполняет её, из Любви. «Бог есть Любовь» (1Ин.4.16), и в этой Любви Он и совершил Вселенную, которая должна разделить с Ним Его Вечность. Таков был изначальный замысел, таков и конечный замысел Творца. Тот, кто не ведает, что такое Любовь, пожалуй, не сможет понять, почему Бог из Любви сотворил Вселенную. Но видимо Он не желал разделить свою Вечность лишь с собою одним, и Он сотворил то, что стало материей, т.е. чем-то вне Бога, но одновременно и тем, что может иметь отношения с Всемогущим и Всесильным Богом.

Тогда такой вопрос: а как Он сотворил Вселенную, и что наполняет её? И Священное Писание сообщает нам, что Он сотворил Вселенную, и что наполняет её, посредством Слова. В книге Бытие сказано: «И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет» (Быт.1.3). Тут мы видим одно из фундаментальных различий между человеком и Богом: мы говорим – и это не становится; Бог говорит – и становится. И ещё одно фундаментальное различие между словом человека и словом Бога: в Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Всё через Него начало быть… В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1.1,3,4). В Слове Бога содержится сила и тайна жизни, в то время как в слове человека эта тайна лишь слегка может быть приоткрыта. И что ещё важнее, как мы увидим это позднее, Слово Божье в определённый момент времени становится (обретает) плотью, чтобы указать единственный путь к обретению Вечности. Путь, который, подобно и всякому ответу на всякий вопрос, в конечном итоге приводит человека к Богу.

2. Всё творение хорошо и благо.В течение всей первой главы книги Бытия Господь Бог 6 раз говорит одно и то же: «вот, хорошо весьма» (Быт.1.4, 10, 12, 18, 25, 31). Этими словами Господь Бог подводит итог каждому этапу творения, и в этих словах мы видим очень важный посыл для каждого из нас. И этот посыл заключается в том, что Господь Бог сотворил хорошую и благую Вселенную, где всё – от мельчайшей частицы до гигантских галактик, от травинки и комарика и до человека есть благо. Земля, на которой мы живём; воздух, которым мы дышим; вода, которую пьём; пламя, у которого мы греемся; Дух, который пронизывает собою всё сущее – всё это есть благо и благоугодно в глазах Божьих.

3. Бог есть Отец.Как часто в нашем представлении слово «отец» ассоциируется с чем-то негативным. Кто-то пережил негативный опыт с отцом, страдающим алкоголизмом, использующем насилие в отношении членов семьи. Иногда отец означает кого-то, кто ничего не делает, а лишь потребляет блага, добываемые матерью. В последние времена всё чаще и чаще мы слышим о разочаровании детей в своих отцах. И эти факторы не могут не сыграть в понимании Бога, как нашего Отца, своей негативной роли. Мы легко можем в своём сознании извратить изначально благой посыл представления о Боге, как о нашем Небесном Отце.
Однако же в вопросах христианской Веры, говоря «Отец наш Небесный», мы подразумеваем не просто нашего земного отца, со всеми нашими ассоциациями и опытом, но именно Отца, который являет в Себе самом все идеалистичные представления об отцовстве. Отец, если только мы говорим о настоящем отце, а не о пародии, – это тот, кто от первых же дней бытия и до бесконечности сопровождает жизнь своего чада. Отец – это тот, кто строг в воспитании, но справедлив и милостив в воздаянии. Именно милость и справедливость определяют содержание и суть отцовского суда. Его суд должен быть непредвзятым и исходить из милосердия, но никак иначе.
Поощрение и воздаяние со стороны отца никак не может исходить из сиюминутного настроения или состояния, желания и настроения отца, но должно основываться исключительно на чётком и ясном представлении о справедливости, правде и истине. И совершенно очевидно, что лишь Небесный Отец может соответствовать всем предъявляемым требованиям, поскольку лишь Он является тем, кто читает в наших сердцах и является свидетелем того, что не видят глаза всех других людей.
Его суд не нуждается и в свидетелях, ни в обвинителе, ни в защитнике, потому что «правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим» (Пс.88.15).

Проблема в том, что ни в Священном Писании, нигде в ином источнике, мы не сможем обнаружить ни одного достойного примера т.с. «земного» отца. А значит, мы можем говорить лишь об Отце Небесном, как о примере для всех сущих отцов, ходящих под небом.
Тут важно понимать, кто есть наш Отец Небесный, благодаря Любви и милости которого каждый из нас произошёл на этой земле, а так же помнить нашего земного отца, благодаря которому мы идём наш путь по этой земле. И даже если наш земной отец не отвечает критериям «хорошего» отца, это ещё не означает, что наш Небесный Отец такой же. Не зря же главная христианская молитва начинается со слов: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф.6.9-13).
Итак, мы веруем в Бога, Который есть наш Небесный Отец.
Мы веруем в Бога, который во всемогуществе своём сотворил небо и землю, и сотворил их благими. Сотворил их с целью, чтобы творение разделило с Богом Его Вечность.

Мы веруем в Бога, Который один лишь есть Бог, и нет иного Бога. Как один лишь человек может быть биологическим отцом ребёнка, так и лишь один Бог может быть Богом, сотворившим небо и землю, Вселенную, и что наполняет её.
Мы веруем в Бога, который ведёт историю этого мира от акта сотворения к окончательному утверждению творения в Вечности, чтобы всё сущее наконец было окончательно исцелено и наследовало то, что было предназначено творению от самого начала бытия всего сущего.

И мы верим в Бога, который, хотя и отделён от времени и пространства, но тем не менее участвует в нашей истории, который, будучи несоизмеримо высшим в отношении своего творения, тем не менее оказывается максимально близок к каждому из нас. Близок настолько, что у нас могут возникнуть отношения с Богом, которые выражаются в вере, молитве, поклонении.
Это наш Бог. И да благословит Он нас во все времена жизни. Аминь.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.